Подведение итогов летнего сезона, которому была посвящена прошедшая накануне в Укринформе пресс-конференция, ожидаемо превратилась в обсуждение ключевых проблем туристического рынка. Что и неудивительно, если учесть, что минувшее лето стало для турбизнеса одним из самых сложных — все основные негативные тенденции сплелись воедино.

Одну из основных — демпинг — озвучила Юлия Челикпазу, директор онлайн-сервиса бронирования туров TripSee.com. Она рассказала, что минувшим летом “горели” не только Турция и Египет, но и менее массовые направления. Например, тур в Испанию можно было купить за 125 евро на человека — фактически по цене перелета. По мнению руководителя туроператора Siesta Ольги Дяченко, это следствие перенасыщения рынка предложениями, который в силу своей массовости стал некачественным. А спрос на качественные туры, которые не могут быть дешевыми, снизился. “Не может Мерседес быть по цене Жигули, не может чартер в Доминикану продаваться за 1000 долларов”, — привела она пример. Одним из вариантов выхода из такого тупика Ольга Дяченко видит в переориентации потребителя, в донесении до них мысли, что за привлекательной ценой может таиться немалая опасность: например, некоторые крупные игроки заявляют чартерные программы, но в итоге не взлетают или срезают свои ранее анонсированные рейсы. Надежнее выглядят небольшие нишевые туроператоры, которые не идут на высокие риски и не могут себе позволить уходить в демпинг.

Хотя, следует признать, что отказ от сотрудничества с крупными туроператорами не всегда возможен. Ведь зачастую только у них можно подобрать туры по самым востребованным странам, эксклюзивные предложения по отелям и действительно самые низкие цены, которые зачастую и оказываются определяющим фактором при выборе тура. Более мелкие игроки попросту не располагают таким ассортиментом предложений. Последние годы красноречиво показали, что нишевые туроператоры тоже не застрахованы от краха, что с интервалом менее года и продемонстрировали “Идриска-тур” и “Оазис”.

Еще одна нерешенная проблема заключается в том, что на рынке стало много турагентов-непрофессионалов, которые сотрудничают с такими же неблагонадежными туроператорами. Об этом упомянул глава Всеукраинской Ассоциации туристических операторов Игорь Голубаха. И получается замкнутый круг. Можно ли его разорвать? Одним из способов, по его мнению, является возобновление проверок со стороны регулятора, о чем как раз недавно было заявлено. Но проверки должны быть не формальными, а профильными, чтобы проверяющие могли взвесить степень рисковой деятельности туроператора, проверить состояние его бизнеса и оценить, насколько подвержена рискам компания и ее туристы. Еще одним вариантом мог бы стать возврат лицензирования турагентской деятельности — это помогло бы вывести рынок из тени, в частности — справиться с менеджерами-фрилансерами, с которых потом ничего не спросишь. На этом акцентировала внимание Ольга Дяченко. “Еще сложнее добиться от туроператоров не принимать оплаты от имени туриста”, — отметила она. По ее мнению, если бы на этот шаг пошли крупные игроки, диктующие рынку условия, это могло бы исправить ситуацию.

К сожалению, работа турагентов действительно фактически не регулируется уже который год, но в нынешних условиях туроператоры вряд ли станут ломать устоявшиеся традиции. Хотя бы потому, что им по большому счету все равно, каким образом к ним поступают оплаты. Тем более сейчас, когда кому-то, возможно, нужно компенсировать потери лета, когда на счету каждая бронировка.

Фундаментальной и тоже до сих пор не решенной проблемой также является юридическая неграмотность большинства туристов. Украинцам надо знать свои права и повышать уровень знаний в этой плоскости. С таким тезисом выступила адвокат юридической компании Juscutum Алла Цимановская. Например, знать, как отстаивать свои права в случае задержки или отмены рейса. Она рассказала, что юристы ее компании проанализировали ряд договоров на туристические услуги и пришли к выводу, что туроператоры зачастую снимают с себя ответственность по компенсациям, перекладывая ее на перевозчика. Но это противоречит туристическому законодательству, которое предусматривает, что за перевозку несет ответственность именно туркомпания. Алла Цимановская также подчеркнула, что в судебных разбирательствах суды как правило становятся на сторону туристов и принимают решения в их пользу – это тоже надо учитывать и не бояться отстаивать свои права, но делать это грамотно.

Очевидно, что этим проблемы не исчерпываются. Например, никто не упомянул о скидках, которыми грешат многие турагентства, тем самым формируя у потребителей иллюзию о вечных горящих турах, которые постоянно есть в наличии. Жаль, что никто из спикеров не рискнул упомянуть, о каких же проблемных работающих туроператорах идет речь. Но хорошо хотя бы то, что рассказали об остальном. Остается надеяться, что из проблем минувшего лета все смогут сделать правильные выводы.